Система сбалансированности показателей

система сбалансированный показатель менеджмент. Введение. 1. система Сбалансированных показателей

Подробнее ...


При выявлении уровней развития познавательного интереса учащихся основным методом является наблюдение

82
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательного интереса 7
1.2 Понятие познавательного интереса и его структура 12
1.3 Формы выражения познавательного интереса и основные показатели его проявления 20
1.4 Виды стимуляции познавательных интересов и их реализация в педагогическом процессе учителя и школьного психолога 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Определение исследования уровня познавательного интереса младшего школьного возраста 37
2.2 Апробирование способов стимуляции в формировании познавательных интересов……………………………………………………. .50
2 .3 Исследование динамики познавательного и познавательного интереса в ходе опытной работы 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… ……...75
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современного общества и уровень производственных сил настоятельно требуют особого внимания к проблемам обучения и воспитания.
Воплощение научных идей в школьную практику успешно осуществляется при условии, если педагог владеет умением переводить учащегося из менее деятельного состояния в более деятельной, конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых школьников и достаточной для более сильных; включать всех учащихся в активную познавательную деятельность; обеспечивать встречное желание учиться и познавать; создавать здоровый микроклимат на каждом уроке, осуществлять обратную связь.
В настоящее время узловой темой , разработка которой должна способствовать эффективной подготовке учителя к преподаванию в современной начальной школе, является проблема развития познавательного интереса у детей обучения сложного процесса учения, ускор ения развлечения школьников.
Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественную личность творца, строителя нового общества. В чем же заключается то особо важное и ценное для формирования личности, что объективно содержит в себе познавательный интерес?
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Проблема формирования познавательных интересов младших школьников - одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приемами пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации.

При изучении познавательного интереса и познавательной активности дошкольников существенное место занимает так же метод наблюдения

Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами , использование которых , в практической деятельности помогает успешному решени ю целей обучения и воспитания школьников. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
В изучении возможностей деятельности для становления личности школьника важнейшей проблемой учителя является обеспечение школьнику позиции субъекта деятельности, воспитание у него личностных свойств активности, самостоятельности, которые смогли бы уже в школьные годы содействовать его общественно-активной позиции, живо и адекватно реагирующий на потребности общественного бытия.
Разработка проблемы формирования познавательных интересов школьников для современного построения учебного процесса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего, Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразованию, воспитать его внутренние побуждение расширять свой общий и специальный кругозор, чтобы встать в ранг интеллигентного рабочего, способного не только быть хорошим исполнителем производственной задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности. Если выпускник школы будет работать в области науки, техники, культуры, ему тем более необходимы знания , обгоняющие время, помноженные на практические ориентиры, чтобы преобразовать действительность, и в том и в другом случае ему сможет помочь воспитанный в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со временем, с наукой, культурой. Вот в чем главные основания для формирования у школьников познавательных интересов.

Для выявления уровня сформированности познавательных интересов мы использовали метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов .
Объектная область исследования – педагогическая психология.
Объект исследования – познавательный интерес.
Предмет исследования – стимуляция познавательных интересов учащихся в педагогическом процессе.
Проблема: к акие необходимо создавать условия на занятиях для формирования познавательного интереса умений младших школьников.
Гипотеза - активность познавательных интересов младших школьников зависит от системы разных видов стимуляции в педагогическом процессе.
Цель работы: исследование системы эффективности методов в стимуляции познавательных интересов.
Задачей исследования является:
- изучение и анализ научной, психологической литературы по теме;
- выявление познавательного интереса и его влияние на познавательную деятельность;
- исследовать влияние разных видов стимуляции на активность познавательных процессов.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, анкетирование, изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
Исследование прошло в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.
I этап (май 2008 г . – декабрь 2008 г .) — изучение и анализ литературы по проблеме, разработка концепции и методики исследования, обобщение и анализ педагогического опыта по проблеме исследования.
II этап (декабрь 2008 г . – февраль 2009 г .) — проведение опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий, проверочный варианты эксперимента.
III этап (март 2009 г . – май 2009 г .) — анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, литературное оформление результатов исследования, формулировка практических рекомендаций.
Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей .
С труктура работы: данная выпускная работа состоит из введения, где представлена актуальность темы, представлен методологический материал, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения .
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательного интереса
Проблема интереса к учению в истории р усской педагогической мысли и в практике обучения выкристаллизовывалась пос тепенно под влиянием требований жизни.
Социально-экономи ческие измен ения в России начиная со второй половины XVIII в. подводили к жизне нно назревшим вопросам развития просвещения. К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний, пригодных для развития в стране промы шленности и торговли, с учётом, однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передов ые идеи европейской педагогики, – И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них «новую породу людей» выражали новое отноше ние к природе человека. Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение бу дет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Практически руководя перестройкой образования в России, Бецкой доказывал это в уставных документах и в своих работах [48, с. 128] .
Однако реализовать идею не удалось. Дальнейший поиск системы образовани я и обучения осуществлялся Ф.И. Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. О н впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью [60, с. 211] .
Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во взглядах Н.И. Новикова. Он отождествл ял любопытство с потребностью в учении. Условием развития любопытства Н.И. Новиков считал знание воспитателя сил и способностей, которые дают наблюдения за занятиями ребёнк а «по натуральному побуждению», выражающему интерес, внимание к изучаемому. Реализовать первые подступы к проблеме интереса в обучении было трудно.
В училищах, организованных Н.И. Новиковым и в народных училищах, основанных Ф.И. Янковичем, преобладали зубрёжка, поб ои, и дети стремились убегать с уроков


Также могут использоваться наблюдения с использованием несложных опытов, они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе


Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено наПроектный метод, игровой метод, наблюдение и эксперимент, построение развивающей среды способствуют развитию познавательного интереса

Показатели познавательного интереса Наблюдение дало возможность собрать факты, проследить сам процесс становления и развития интересов у отдельных


Ниже приводятся записи наблюдений с целью характеристики познавательного интереса на двух различных уроках.На 1 этапе проводилась методика для выявления особенностей познавательного интереса и метод наблюдения за проявлениями познавательного интереса у

Наблюдения. Развитие познавательных интересов дошкольников.


В подростковых классах проявление познавательных интересов не столь открыто, реакция учащихся бледна, однако обнаружить его с помощью наблюдения вполнеКонспект занятия Поделится ссылкой Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста к явлениям живой и неживой природы через наблюдение и

г) наблюдениями фиксируется и такой важный для познавательного интереса показатель, как характер процесса деятельности: и то, как принимается задание


Консультация «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста с помощью наблюдения за живыми объектами».Поэтому важна роль возникновения познавательных интересов к истории народной культуры.  Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными

развития и пути формирования познавательных интересов. За последние годы в  наблюдения и эксперимент заменяются техническими средствами обучения или


Познавательный интерес более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать.проводимых с детьми наблюдений не ограничивается узко познавательными целями.  Вывод. Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного

1 - зависимость изменчивости познавательных интересов учащихся от ряда психологических в  Изучение проводилось путем анкетирования, наблюдения


Объект исследования: процесс развития познавательных интересов младших  Методами обучения школьников ПД являются как традиционные (наблюденияПрогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника.  к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или

Но одним из самых важных средств активизации познавательных интересов детей  Наблюдение Наблюдение, как один из основополагающих методов обучения


Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями.  истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковымПричина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и обратной  совместных познавательных занятий с ребенком - это, например, наблюдение за

Формирование познавательного интереса педагоги осуществляют в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях23 июля 2015


«Развитие познавательных интересов детей старшего возраста посредством природы».  Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детейВыводы: познавательные интересы не сформированы, проявления интереса эпизодические  Цель: наблюдение за за проявлениями интереса и внимания.

Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к  5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно


Цель: выявить влияние наблюдений на развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру.24 января 20152.5. Наблюдение. Показатели познавательного интереса.  Наблюдение как метод педагогического исследования познавательных интересов со

Глава 2. Организация исследования познавательных интересов школьников.  По результатам исследования мною сделан ряд выводов и наблюдений.


Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы  Эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент, тест, анкетирование, опрос.Глава I. Аспект формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.  Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых

коротко остановиться на развитии учебных и познавательных интересов, имеющих  Наблюдения над тем, как строится обучение в школе, показывают, что, несмотря на


Объект исследования – познавательный интерес младших школьников с ЗПР.  В результате наблюдений мы выделили показатели трансформации жизненного опыта внаблюдения в природе, использование календаря, дневников наблюдения и т.п.  По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления- всё

Идея последовательного развития познавательных интересов не находит  4. Требования к ряду методов обучения (рассказу, лекции, беседе, наблюдению


Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе.  Во время наблюдений за растениями, дети рассматривают форму листьев, следят за ихпознавательных интересов, анкетирование учителей и учащихся (обработано 1840 анкет и 2800 письменных работ), сопоставление и наблюдение за

познавательных интересов старшего школьного возраста. Выводы по главе II.  И если даже педагог фиксирует хотя бы некоторые свои наблюдения в личном дневнике


Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения  фактам, к отношению явлений природы, событий обществ жизни история, наблюдение сДля анализа уровня познавательной активности детей была использована анкета "Изучение познавательных интересов" (приложение 2), а также наблюдения за

3 Глава 1. Познавательный интерес как педагогическая проблема.  Приемы: ведение наблюдений в природе, побуждение детей к постановке вопросов, которые


1.3 Развитие познавательного интереса у дошкольников в современном Китае 43.  Существуют два приема наблюдения, прямое наблюдение (с помощью сенсорных§ 1. Сущность и тенденции развития познавательного интереса детей дошкольного возраста.  Их важнейшая особенность, по наблюдениям В.В. Давыдова, заключается

Так, в трудах В.Г. Белинского и А.И. Герцена представлены ценные наблюдения за развитием познавательных интересов у детей.


наблюдение познавательных интересов